Воскресенье, 05.05.2024, 02:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Любови Петровны Пикулиной

Приоритетное направление

                                   Зачем детям математика?

       Математика … выявляет порядок,

симметрию  и определенность.

      А это важнейшие виды  прекрасного.

                                                                 Аристотель

  Занимаясь с детьми, нужно помнить, что задача, стоящая перед воспитателем детского сада, существенно отличается от задачи учителя школы: гораздо важнее не передать те или иные знания или навыки ребенку, а сформировать у него определенное отношение к миру, т.е. заложить основы его личности. Поэтому в каждом конкретном случае важно понимать, что дает то или иное знание маленькому растущему человеку.

  «Природа формирует свои законы языком математики». Эти слова принадлежат  Г.Галилею. Действительно, изменения, процессы, происходящие в пестром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, (что позволяет, решив задачу в общем виде, не решать ее в  каждом следующем частном случае заново. Самый простой пример: 3+2 всегда 5, о чем бы не шла речь – о песчинках или планетах, о людях или цветах). Эту идею можно дать детям.

  Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность , симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Основная цель занятий математикой  - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и поэтому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

  Величайший учитель древности Пифагор рассматривал числа как  божественные принципы мироустройства. В наши дни со страниц  популярных журналов, СМИ, сайтов интернета  мы узнаем о том, что в астрологии каждое число связано с планетой, а дата рождения человека  может глубже понять его характер и природные задатки.

  Из некогда популярной книги «За страницами учебника математики» (авторы И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин) можно почерпнуть много интересных исторических сведений, в том числе и о том, как появились названия первых чисел.

  Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. По радио и по телевидению часто приходится слышать: «…исполняет солист Большого театра…» Слово «солист» означает «певец, музыкант или танцор, который выступает один». От этого же латинского слова – «солюс» - один – происходит и «солидарность», т.е. единство. Да и русское слово «солнце» похоже на слово «солист». Разгадка очень проста: когда римляне придумывали имя числу 1, они исходили из того, что солнце на небе всегда одно. А название для числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами… Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали местоимениями «я» и «ты», а были языки, где «один» звучало так же, как «мужчина» а «два» - как «женщина».

  Иногда числом 3 обозначали весь окружающий человека мир – его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Другие народы делили мир не по вертикали, а по горизонтали. Они знали четыре стороны света – восток, юг, запад и север, знали четыре главных ветра. У этих народов главную роль играло не число 3, а число 4.

  Пальцы оказались настолько тесно связаны со счетом, что на древнегреческом языке понятие «считать» выражалось словом «пятерить». Да и  в русском языке слово «пять» напоминает слово «пясть» - часть кисти руки.

  Числа мы найдем и в мире природы: у всех насекомых по 6 ног, а пчелы строят соты в форме правильных шестиугольников.

  Число 7 древние шумеры обозначали тем же знаком, что и всю Вселенную. В их храмах было  7 ступеней, освещались эти храмы семисвечниками…

  В древних памятниках письменности число 12 встречалось очень часто и всегда играло особую роль. У пророка оказывается ровно 12 верных последователей, герой должен совершить 12 подвигов. Древние греки имели 12 основных богов, которым они поклонялись.

  Число 40 встречается в старинных сказаниях. По одному из них во время всемирного потопа дождь шел 40 дней и 40 ночей. В арабских сказках рассказывали про Али-Бабу и 40 разбойников.

  Следы же счета шестидесятками сохранились до наших дней. Ведь до сих пор мы делим час на 60 минут, минуту на 60 секунд и т. д. Окружность делят на 360 градусов, а градус –на 60 минут… Так что самые точные часы и углломерные приборы хранят в себе память о глубочайшей древности…

  Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Обратите внимание, что в сказках числа тоже играют большую смысловую роль.

  Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названий 3-4 геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формулировать, но нужно организовать опыт ребенка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета.

  Развитие чувства пропорции и чувства ритма также имеет прямое отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать из этого источника особенно волшебных историй.

В группе имеется уголок математики.

В уголке подобран  наглядный и дидактический материал, который поможет детям открыть начальные представления по математике.

.   

                   

                  

ПАСПОРТ МАТЕМАТИЧЕСКОГО УГОЛКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ 

 Скачать...                                                          

   Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно - пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей: стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции.

Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0